Буллинг, моббинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей психологического (эмоционального) и физического насилия.
Буллинг – это психологический и физический террор. Не редко встречается в современной школьной среде. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли (группой людей) в отношении одного человека в коллективе. Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, поддразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.
Хейзинг (англ. hazing — злое подшучивание) — ритуализированное жестокое, унизительное обращение при вступлении в определенную группу. Опасность хейзинга заключается именно в его унизительной составляющей, главная цель организаторов подобных ритуалов — оскорбить человека, почувствовать собственное превосходство, убедиться в беззащитности и преданности. Проблема хейзинга существует в школьных, университетских, спортивных, армейских, криминальных сообществах. Как пример хейзинга - это известная у нас «дедовщина».
Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Травля не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.
Полученные в любом возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными проблемами:
- У зачинщиков формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям (алкоголь, наркотики), подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям;
- «Жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, не могут доверять им, свободно вести себя в обществе;
- «Жертвы» интернет-травли теряют уверенность в себе, что может привести к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям (депрессия, бессонница, головная боль, проблемы с кожным покровом), явиться причиной самоубийства.
Сниффинг - это газовая токсикомания. Это процесс вдыхания газа из баллончиков для заправки зажигалок или самих зажигалок. В них находится сжиженный, очищенный от примесей бутан, углеводород из ряда: метан-пропан-бутан. Сниффинг популярен среди подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Зачастую вдыхание газа из баллончиков приводит к летальному исходу – отёк головного мозга.
Вдыхание газа может проявиться внешне: слезящиеся глаза, покраснение у рта и носа, отечность, бледность. Кроме того, любая зависимость сопровождается изменениями в поведении.
Селфхарм, или намеренное самоповреждение. Это осознанные попытки навредить своему телу без намерения совершить самоубийство. Психологи начали его изучать совсем недавно. Возрастных рамок у селфхарма практически нет. Воспитатели британских детских садов замечали склонность к самоповреждению даже у трехлетних малышей, дошкольники часто царапают себе руки или бьются головой о стены. Самоповреждения свойственны и людям пожилого возраста.
Кроме порезов, есть много других форм самоповреждения: переедание и недоедание; ожоги; втыкание в себя предметов; участие в драках, где точно будут нанесены раны.
Селфхарм часто направлен на личные цели, связанные с психологическим состоянием: судя по опросам, большинство людей прибегают к нему, чтобы регулировать эмоции, справиться со стрессом, с которыми не удается справиться по-другому.
Проблема травли, зависимостей и самоповреждающего поведения приобретает в последние годы массовый характер. Для ребенка окружающий его мир является непонятным и пугающим, и поэтому все попытки войти в этот взрослый мир связаны с проблемами и сложностями, которые зарождают в нем внутренние конфликты, с которыми он зачастую не в силах справится самостоятельно, но и не может рассказать окружающим.
Ни в коем случае нельзя обвинять жертву, даже косвенно. То есть говорить, что ребенка травят, потому что у него такой характер или лишний вес, или он сам напрашивается. Запрещено оправдывать или пытаться объяснить этими факторами поведение агрессора. Такая логика изначально неправильная.
Нельзя оставлять ребенка одного в ситуации насилия. Как только ребенок оказывается в ситуации насилия, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим самостоятельно обычно не бывает.
Уже с ранних лет, нужно формировать у ребёнка адекватную самооценку. Адекватная самооценка характеризуется – активностью, общительностью, оптимизмом. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст - это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Как педагоги-профессионалы мы дарим детям уверенность в том, что каждый наш воспитанник способный, знающий, что его ценят другие. Вы должны использовать прием «самокритичный взрослый». Дело в том, что когда взрослый на своем примере показывает малышу правильное отношение к неудачам, учит ему не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом, ребенок начинает адекватно воспринимать свои возможности и события
Необходимо обращать внимание на нарушение межличностных отношений в детском коллективе. Каждый ребенок в группе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. В группе с благоприятным климатом отношения таковы, что совершив ошибку, ребенок не перестает чувствовать себя принятым, значимым для других. Учитываете индивидуальные особенности дошкольника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам. Умейте выслушать воспитанника, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения.
Не стоит быть безразличным, если обнаруживается стремление ребёнка к уединению. Дети первоначально стремятся к общению, но позже отходят от него из-за недоброжелательного отношения окружающих. Ребенка следует включать в общение в условиях спокойного, доброжелательного внимания, терпения и одобрения всех его попыток к общению, контакту.
Проявления негативизма. На протяжении жизни человек проживает кризисные периоды, во время которых меняется поведение и появляются неадекватные протестные реакции: упрямства, капризы, внутренние напряжения («Я так не хочу», «Я не пойду» и т.п.). Большинство сложных проявлений и бурных эмоциональных реакций приходится на детство. Негативизм у детей наиболее ярко выражен в трехлетнем и подростковом периоде. Со стороны взрослого очень важна последовательность. Требования должны быть обязательными для всех: детей и взрослых. Несправедливость обостряет негативизм ребенка. Четкие границы поведения. Нужно расставить все «можно» и все «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.
Отсутствие осуждения, доверие и готовность обсудить всё, что волнует, — пожалуй, главное, что нужно в ситуации, когда ребёнок находится в трудной ситуации.