Памятка для воспитателей
«Общие требования к организации работы с картиной»
Картина — один из главных атрибутов образовательного процесса на этапе дошкольного детства.
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
- формат (демонстрационные, раздаточные)
- тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства),
- содержание (художественные, дидактические, предметные, сюжетные),
- характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение)
- функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды) и т. д.
Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные)
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием.
Общие требования к организации работы с картиной:
- Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со второй младшей группы детского сада.
- При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
- После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
- Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
- Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Используются и репродукции картин мастеров искусства:
- пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;
- натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной;
- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
- условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми.