В учреждении дошкольного образования функционируют три группы интегрированного обучения и воспитания
В группах интегрированного обучения и воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи реализуются "Учебная программа дошкольного образования" и образовательная программа специального образования «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи".
В интегрированные группы зачисляются воспитанники на основании:
- заявления законного представителя воспитанника;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- согласия законных представителей воспитанников, не имеющих нарушений речи, на обучение и воспитание детей в интегрированной группе.
Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований учебного плана. Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.
Учителя-дефектологи проводят следующие виды занятий:
- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи;
- занятия по формированию произносительной стороны речи;
- занятия по обучению грамоте (в старшей группе);
В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.
В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи, уточнение и обогащение словарного запаса, формирование практических навыков словоизменения и словообразования, построения различных типов предложений, обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.).
В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков, закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков, развития навыков звукового анализа и синтеза.
Воспитатели дошкольного образования решают следующие коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
При планировании занятий учителя-дефектологи и воспитатели учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). В рамках изучения каждой темы педагоги проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.